Коллектор

Дело было ранней осенью, примерно в 5 вечера, еще светло, тепло, редкие желтые листья под ногами.Набережная Москвы-реки возле Таганки, ближе к метро. Вдоль набережной, понятно, проезжая часть,
далее тянутся здания.

И ближе к зданиям (жилые дома, в основном) стоит оголовочек. Маленький такой, пыльный, выкрашенный в желтый поносный цвет. Рядом с ним — в 3-4 метрах — еще один точно такой же, но наглухо заваренный. Оба прямоугольной формы. Вход в первый оголовок закрывают две решетки, одна напротив другой. Та решетка, что смотрит на набережную, заварена и вскрытию не подлежит. А та, что смотрит на жилые дома, держится на петлях, а вместо замка закручена тонкая проволочка (наивные обходчики 90-х годов!).

Нас двое. Фонарь «Эмитрон» в сумке, там же веревка, разводной ключ, кое-какие инструменты. Проволочка перекусана — долго ли умеючи, решетка на петлях легко открылась внутрь оголовка. Ну что. Нормальная прямоугольная шахта метра 4 глубиной, широкие скобы на стенах, в общем, спускаться одно удовольствие.

Внизу небольшая площадка и тоннельчик метров 20 в сторону Москвы-реки. Прошли мы по тоннельчику и уперлись в полукруглую арку с решеткой, закрытой на стандартный замок, отпираемый трехгранным ключом (нафига такие делать, они все равно ничего ни от кого не защищают). В общем, открыли мы этот замок и проникли в кабельный коллектор, идущий параллельно набережной.

Ничего интересного. Пыльные километры кабелей по стенам, в бетонном полу узкий желоб, где доживает свои дни оранжевый ручеек. Вначале мы двинули по этому коллектору в сторону центра, ничего особенного не нашли, периодически вправо и влево ответвления, закрытые решетками, полезли по одному, попали в ужасно засранный цоколь трансформаторной будки, вернулись назад.

Метров через 800 мы вышли… в технические помещения под мостом, что возле высотки на Котельнической набережной. Слава богу, на подходе у меня хватило ума выключить фонарь (в коллектор проникал свет из того помещения, куда мы попали. Под этим мостом в то время располагалась стоянка аварийных машин «мосводоканал» или что-то в этом роде). Ясно слышались голоса полупьяных рабочих, обсуждающих, где купить еще выпивки. (не забывайте, это были Горбачевские времена, с бухлом напряженка).

Стреманулись мы оттуда назад, дошли по коллектору до того оголовка, через который
залезли, и побрели дальше уже в сторону садового кольца. Очень быстро дошли до разветвления пути — направо коллектор шел еще какое то время, затем уходил вертикально вверх, шахтой высотой порядка 4-5 метров, там, наверху через металлические жалюзи пробивался дневной свет — туда мы не полезли.

Вернулись к месту разветвления коллектора — налево шел тоннель значительно более узкий. И мы отправились по нему. Идем друг за другом, но в полный рост. А тоннель все не кончается! Устали уже, хотя со светом все в порядке, запасной комплект батареек в сумке, можно не нервничать. Обращаю внимание, что коллектор по своему устройству другой, не такой как кабельный. Во первых, кабелей значительно меньше, во вторых, вдоль стены тянется тонкая ржавая труба, на которой метров через 15 друг от друга укреплены светильники, включаемые неизвестно откуда, сухо, относительно чисто. А главное, отчетливый запах свежей краски, мастики еще черт знает чего — запах ремонтируемых помещений. Идем дальше, коллектор заворачивает направо, и начинает плавно спускаться вниз, но неглубоко, в бетонном полу ступеньки, идем и упираемся в железную дверь, она приоткрыта, из за нее тусклый свет электрической лампочки.

Вырубаем фонарь, прислушиваемся — все тихо. Никого. Проходим за дверь и попадаем в коридорчик пошире, редкие электрические лампочки, делаем еще несколько шагов и останавливаемся как вкопанные. … коридор заканчивается прямоугольным залом, в торце которого две гермодвери! Выкрашенные свежей серой краской, над одной из них вытянутый стеклянный плафон с надписью

«ВХОД В УБЕЖИЩЕ».
… без комментариев.
Через некоторое время, придя в себя от счастья, оглядываемся вокруг и замечаем довольно широкую бетонную лестницу наверх, поднимаемся по ней, два пролета, поворачиваем под 90 градусов, еще два пролета и упираемся в наглухо закрытую (снаружи) металлическую дверь на улицу (это ясно ощущается по движению воздуха и шуму машин). Ищем хоть одну щелочку, чтобы «запеленговать то место, где мы выбрались на поверхность, напрасно! Как назло, все так наглухо закрыто, хоть кричи «люди, а где это место расположено». Оглядываемся. Справа и слева на стенах два круглых воздухозаборника, виден дневной свет, но увидеть окружающий пейзаж не получается, как мы не стараемся.

Снова вниз, к гермодверям. Обе оказались закрыты, из середины торчит ось с квадратом для штурвала. Самого штурвала нет ни на одной из дверей. Накидываем разводной ключ. Я кручу. Дверь открывается на удивление легко, ключ вращается с легким пощелкиванием механизма, дверь отходит на нас, открываем дверь, слабое движение воздуха в лицо. Попадаем в помещение типа тамбура, желтые вентиляционные трубы под потолком, и упираемся в следующую гермодверь, закрываемую при помощи электропривода (электропривод естественно, изнутри).

Дверь задраена намертво! На стене электрощиток, на нем кнопки, закрытые резиновыми колпачками, подписи под кнопками «откр», «закр», сигнальные лампочки. Нажимаем на одну, другую — никакого эффекта — щиток мертвый! Беру пассатижи, поворачиваю язычок замка, заглядываю внутрь этого щитка — причина неисправности ясна — торчат перерезанные провода, вся электрика внутри разломана.
Со вздохом разочарования выходим в тамбур, ко второй гермодвери. Снова кручу ось разводным ключом -20 сек и мы за дверью. Тут ситуация иная. Довольно узкий коридорчик идет направо. Над головой в потолке отверстие около полуметра диаметром, закрытое мелкой сеткой. Продолжением отверстия является металлическая труба, уходящая наверх, со стенок трубы на бетонный пол (и на нас) капает конденсат,
на полу ржавый желтый круг, повторяющий контур трубы.

Коридорчик некоторое время идет направо, поворачивает под прямым углом налево, идет еще довольно большое расстояние потом еще поворачивает налево. Заканчивается тупиком с небольшой квадратной гермодверью (1 метр х 1метр, четыре оси с квадратами) у самого пола, открыть которую мы не смогли. По всему периметру в коридорчик торчат из стены трубы, к торцам которых приварены решетчатые ящички — видимо, это какие то воздухозаборники объекта. Что касается коридорчика, такое ощущение, будто он по периметру огибает (правда наполовину) какой то объект.

Все, больше никуда не можем попасть. Идем обратной дорогой, в кабельный коллектор, и дальше на улицу.
Выбираемся из оголовка. Темнеет. Через Таганскую площадь идем к гастроному за пивом.
День закончен…

(c) 2001 Антиграв